Кража в Музее изобразительных искусств – архив

Кража века в музее

5 ноября 1983 года двери Музея изобразительных искусств остались закрытыми перед посетителями. На входе было вывешено лаконичное объявление: “Музей закрыт по техническим причинам”. На следующий день выяснилась истинная причина закрытых дверей: ночью в музей проникли грабители и похитили семь ценнейших картин.

Музейные работники с ужасом обнаружили, что со стен исчезли следующие полотна:
– “Мадонна Эстерхази” Рафаэля,
– “Автопортрет” и “Портрет юноши” Джорджоне,
– “Женский пертрет” и “Мужской портрет” Тинторетто,
– “Отдых на пути в Египет” ,
– “Богоматерь и шесть святых” Джованни Доменико Тьеполо.

Тогдашняя ценность картин составляла 1 миллиард 436 миллионов форинтов! Цифра для сравнения. в 1983 году средняя месячная зарплата составляла 4 – 5 тысяч форинтов.

Похищение картин моментально окрестили “кражей века”. Телефоны в музее трезвонили не умолкая, а у двери кабинета директора музея собралось несколько десятков журналистов. Всё дело в том, что похитителям вовсе не пришлось прибегать к помощи специальных технических устройств, они залезли на второй этаж музея по обычной приставной лестнице, вырезали стекло и преспокойно унесли ценнейшие картины, варварски вырезав их из рам. В то время в музее проводился ремонт крыши, и сигнализация не работала уже несколько дней.

То ли похитители были новичками своего дела и поэтому были очень неосторожны, то ли легкость, с которой удалось похитить картины, вскружила им головы, но на месте преступления они оставили отвертку итальянского производства и несколько отпечатков пальцев. Кроме того, рамы от картин похитители упаковали в полиэтиленовые пакеты (с итальянскими надписями!) и бросили в Дунай. А полицейские взяли да и “выловили” эту находку рядом с городом Сазхаломбатта.

Через своих осведомителей 3-е Главное Управление МВД Венгрии вышло на двоих воров-соотечественников, которые помогли «залетным» итальянским мафиози ограбить музей. Скоро в Тёрёкбалинте нашли “Портрет юноши” Джорджоне. Итальянские карабинеры арестовали «свою» часть банды. Ее главарь, некий Джакомо Морини, заявил, что заказчиком преступления был греческий фабрикант, производящий оливковое масло, Евфимос Москохлаидис. Тот, конечно, утверждал, что это оговор. Однако когда на грека нажала полиция, уложенные в большой чемодан картины подбросили в сад монастыря Эгион под Афинами. Скорее всего, Москохлаидис пошел на тайную сделку с властями и таким оригинальным образом вернул краденое в обмен на прекращение следствия. Пресса быстро выяснила, что 55-летний малообразованный «оливковый король» заказал кражу, чтобы пустить пыль в глаза кредиторам, наивно надеясь, что о венгерских событиях в Греции не узнают.

По делу о похищении картин двое венгров были осуждены на 7 и 12 лет заключения.
Участвовала в этой краже и одна венгерка, выполнявшая роль переводчицы. Она отделалась шестью месяцами условно.

Заинтересовавшимся темой советую статью Григория Козлова “Искусство кражи”:
“Художественный рынок стал интернациональным и достиг огромного размаха: ежегодно только через аукционные дома проходит более 700 000 предметов. А есть еще огромная сеть антикварных магазинов, армия арт-дилеров, которые работают с избранной клиентурой, наконец, торговля искусством через Интернет.

Ежегодные потери от грабителей, которые несут музеи и частные коллекции, оцениваются в семь миллиардов долларов. В орбиту этого громадного бизнеса вовлечены «серьезные» люди: мафия, террористы, арт-дилеры, посредники-адвокаты, арт-детективы, музейщики, сотрудники страховых компаний и т. д.

Самый эффективный метод получить деньги за краденый шедевр — продать его не мифическому «доктору Но», а законному владельцу. Угроза навсегда лишиться уникальной картины или скульптуры делает сговорчивыми коллекционеров и директоров музеев, которые соглашаются на выкуп. По аналогии с похищением людей газетчики назвали такие преступления «артнеппингом». Очень заинтересованы в быстром возврате краденых произведений и страховые компании, которые несут огромные убытки при выплате многомиллионных страховок.

Хотя в большинстве стран переговоры с ворами и выплата выкупа запрещены, многие делают это тайком. Кроме того, существует масса уловок выдать сделку с преступниками за легальный поиск шедевров. Например, страховая фирма победно заявляет о находке ее детективами краденой вещи и скромно добавляет, что «преступников, к сожалению, обнаружить не удалось». Арт-неппинг требует железных нервов у всех участников сделки. Напрямую стороны договариваются крайне редко. Ключевая фигура в подобных делах — посредник, обладающий незаурядными дипломатическими способностями. Как правило, это адвокат, которому доверяют и преступники, и владельцы краденого. Иногда в такой роли выступает известный частный арт-детектив с большими связями и в музейной и в преступной среде.”

1983. november 5-én ismeretlenek betörtek a budapesti Szépművészeti Múzeumba, ahonnan hét felbecsülhetetlen értékű festményt loptak el. “Az évszázad bűnügyeként” elhíresült eset végül szerencsésen végződött, a tetteseket elfogták, s a képek is visszakerültek a helyükre.

Aznap éjjel a rablóknak nem volt szükségük különleges berendezésekre tervük kivitelezéséhez. Egész egyszerűen felmásztak az éppen tatarozás alatt álló múzeum állványzatán az első emeleti olasz terem ablakához, amit üvegvágóval kivágtak, leakasztották a falról a festményeket, és ugyanazon az útvonalon távoztak. A múzeumban volt ugyan riasztó, de az november 1-jén meghibásodott, és még nem volt idő a megjavítására.

Az első hírek szerint Raffaello Esterházy Madonnája és Ifjú képmása, Tiepolo Mária hat szenttel és a Pihenő szent család Egyiptomba menekülés közben című alkotásai, Tintoretto Női mellképe és Férfi mellképe, illetve Palma Vecchio Szent családja tűnt el a múzeumból. A tüzetesebb vizsgálat során kiderült: nem Vecchio Szent családja, hanem egy ismeretlen festő Giorgione képmása című alkotása jutott a tolvajok kezére. A műkincsek értékét – 1983-ban – 1 milliárd 436 millió forintra becsülték, az akkoriban elképzelhetetlenül nagy összeget az ügyben nyilatkozóknak még kimondaniuk is nehéz volt.

A triviális módon végrehajtott bűntény nemzetközi figyelmet kapott, a nyomozás elképesztő erővel indult meg. Az elővigyázatlan tettesek egy Parana USA PV 68 SQ feliratú csavarhúzót, egy olasz feliratú műanyagzsákot és némi piros-fehér-zöld fonállal átszőtt kötelet hagytak maguk után a helyszínen, sőt néhány elmosódott ujjlenyomatot is sikerült utánuk rögzíteni.

A rendőrök öt nap múlva Százhalombattánál a Dunában megtalálták a képek vakkereteit tartalmazó zsákot, a múzeumban bizonyítékként lefoglalt zsák párját. A nyomozásban a fordulat december elején következett be, amikor az eltűntként nyilvántartott tizenhét éves Jónás Katalint előállították. A fiatal lány bevallotta, hogy ő tolmácsolt az olasz megbízók és a magyar rablók között. Nem sokkal később letartóztatták Kovács Gusztávot és Raffai Józsefet, akik szintén vallomást tettek, így hamarosan Érd határából előkerült Raffaello képe, az Ifjú képmása – amit egyfajta zálogként ástak a földbe, ha az olasz megrendelő nem fizetné ki a húszezer dollárt.

Végül 1984. január 20-án – egy telefonbejelentésnek köszönhetően – a görögországi Panagia Tripiti kolostor kertjéből előkerült a többi kép is, amelyeket az olaszok egy Ladával és egy Fiattal Görögországba fuvaroztak. A rablás során súlyosan sérült képeket a Malév külön biztosított gépével szállították haza, s rögtön megkezdődött a restaurálásuk.

A bűnügyben részt vevő négy olaszt hazájukban ítélték el, Kovács Gusztáv 12 év fegyházat, Raffai József 7 év börtönbüntetést kapott, Jónás Katalint pedig 6 hónap felfüggesztettre ítélték. Fény derült a képek állítólagos megrendelőire is: a görög milliárdos étolajgyáros, Efthimiosz Moszkoklaidesz és testvére azonban mindent tagadtak, Raffaellóról még soha életükben nem hallottak, bizonyítékok hiányában nem vonhatták őket felelősségre.

“Az évszázad bűnügyének” megfilmesítésére Szurdi Miklós és testvére, Szurdi András kaptak megbízást a Magyar Filmstúdiótól, filmjük 1985-ben Képvadászok címmel került a mozikba. Az esetről még a Markos-Nádas-duó is megemlékezett a Teremőr című kabaréjelenettel.

Источник

На данный момент музей закрыт на реконструкцию.

Автор: Людмила Веконь
профессиональный гид-переводчик в Венгрии

Аккаунт на Инстаграм 

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий