Легенда венгров – Сон Эмеше
История Венгрии
происхождение венгров
Первый день нового года – как белый лист в тетради. Начало новой книги, новой истории, новой жизни, новой судьбы. Наверное, именно поэтому сегодня мне захотелось рассказать вам легенду о происхождении венгерского народа, ведь это тоже начало. Начало истории длиною в несколько столетий.
Далеко-далеко на востоке, в бескрайних степях, жили своей неспешной, размеренной жизнью венгерские племена. Они перегоняли свои стада с одного пастбища на другое, а позади в тяжёлых шестиколёсных повозках, которые тянули белые быки с большими рогами, следовали за ними дети и жёны. Быков погоняли девочки-подростки, а девушки и женщины готовили еду, и через отверстия в кибитках поднимался голубоватый дымок. Мужчины вместе с юношами и мальчуганами пасли стада, охотились и ловили рыбу. Этот привыкший к конным седлам народ получил от звёзд мудрость, а от тянущихся до самого горизонта степных земель – терпение. Они не строили жилищ, предпочитая удобные, продуваемые ветром кибитки тесным и низким глиняным хижинам осёдлых народов. Они носили красивые одежды, а стены шатров украшали яркими коврами. Верхнюю одежду венгры шили из искусно выделанной мягкой кожи, а нательное бельё – из тонкой холстины, которую в те времена ещё не научились ткать ни римляне, ни греки, ни германские племена.
Но прошли старые добрые времена, когда причины повоевать искали только молодые мужчины, жаждущие приключений, и когда всем хватало места на степных просторах. Сражения стали случаться всё чаще и чаще, став неотъемлемой частью жизни. Увеличились племена, и стада стали больше, и только исход битвы решал, какому из племён оставаться в живых. Сильные племена оттесняли более слабых на север, где из-за короткого лета и длинной зимы жизнь была тяжелее.
Внезапные вражеские нападения стали для скотоводов настоящим бедствием. Разве можно укрыться от врага в голой степи? Если на горизонте появлялось плывущее над землёй пыльное облако, даже малыши знали, что это означает приближение врага. В те времена самыми свирепыми врагами венгров были печенеги. Этот родственный, но очень воинственный народ наступал на равнинные земли с востока, и продвигался на запад. Точно так же пришли сюда несколько столетий назад гунны и венгры. Нападения печенегов часто означали кончину для всего племени. Кровожадный враг не знал пощады.
Однажды в тёплый летний день по степи с востока на запад медленно продвигался необычно небольшой караван, предком этих людей был легендарный предводитель Чаба (Csaba vezér), в жилах которого текла кровь гуннов. Во главе племени восседал на горячем чёрном скакуне молодой вождь Юдек (Ügyek), позади него в первой повозке ехала невеста Эмеше (Emese). В этот раз за повозками не следовало, как обычно, стадо домашних животных. Юдек и Эмеше направлялись к стоянке шамана, чтобы получить благословение на супружество. Внезапно с юга к каравану стало быстро приближаться пыльное облако – это копыта коней печенегов взрывали сухую степную землю. Без суеты и паники женщины спрятали детей в глубине кибиток, остановили караван и достали луки и стрелы.
Мужчины построили своих коней полукругом, образовав перед врагом живой щит. Меткие стрелы проредили первые ряды нападавших, но храброе сопротивление не напугало печенегов. Юдек и его воины достали из ножен мечи и покрепче сжали копья. Они видели, что численное превосходство было на стороне врага, и спасти их могло только чудо, но были готовы сражаться до последнего. Вдруг на западе показалось новое пыльное облако, значительно больше предыдущего. Оно неумолимо приближалось, и земля уже гудела от ударов конских копыт. Печенеги растерялись и потеряли время на отступление. Среди густой пыли уже можно было различить стадо разъярённых быков. Они обогнули знакомые венгерские повозки и накрыли конное войско печенегов, сминая под собой и лошадей, и всадников, словно снежной лавиной. За стадом показались венгерские табунщики, громко щёлкавшие пастушьими бичами. Главный табунщик остановил своего разгорячённого коня рядом с вождём Юдеком.
– Слава Всевышнему, мы подоспели вовремя! – с трудом сумел выговорить запыхавшийся табунщик.
– Кто послал вас? – спросил Юдек.
– Шаман дал нам приказ поспешить на помощь и не допустить смерти потомков гуннов – ответил табунщик.
На следующий день племя Юдека прибыло на стоянку шамана. Вокруг жертвенного камня собралось всё племя. Когда Юдек помог Эмеше спуститься с повозки, раздался громкий приветственный клич.
Согласно древней традиции, молодые ели и пили из одной посуды, а затем шаман, облачённый в белые одежды, благословил из союз.
– Господь, правящий нашим племенем, благослови этого мужчину и эту женщину и дай им много детей, чтобы никогда не иссякла кровь вождя гуннов – Аттилы!
В эту ночь до самого рассвета вокруг шатра молодой супружеской четы стояли воины с факелами в руках, отгоняя злого духа Арманя (Ármány, a gonosz).
Посреди ночи Эмеше внезапно проснулась. В тёмноту шатра сквозь тонкие щели проникали лучики пылающих факелов. Эмеше с интересом разглядывала позолоченные столбы, поддерживавшие купол шатра, затянутые шёлком и бархатом стены, и мягкие ковры, устилавшие пол. Она была несказанно обрадована тому, что её приняли с такими большими почестями.
Эмеше показалось, что она слышит шелест больших и сильных птичьих крыльев, а из-за полога ковра, закрывавшего вход в шатёр, на неё упал горящий взгляд турула. Эмеше хотела закричать, но не смогла произнести ни звука. Она хотела разбудить супруга, но не могла пошевелить даже пальцем. Турул накрыл Эмеше своими крыльями, и Эмеше словно провалилась в сон. Ей приснилось, что турул овладел ею, и из её лона потекла широкая и быстрая река. Река, устремившаяся на запад, становилась всё шире и глубже, она превратилась в бурлящий поток и перелилась через горные вершины, затопив большую и красивую равнину. Там река остановила свой бег, а в речном русле выросло волшебное дерево. Каждая его ветка, каждый листок и каждый плод были из чистого золота. Эмеше легла под это волшебное дерево и уснула.
Когда она проснулась, то долго не могла понять, где же она находится: где тут явь, а где снова сон. Постепенно она пришла в себя и поняла, что находится в свадебном шатре. Солнечное утро прогнало ночное волшебство, но Эмеше запомнила странный сон на всю жизнь.
Через девять месяцев у Эмеше родился сын. В память о ночном видении ребёнка назвали Алмошем (Álmos), что означает «сонный».
У Алмоша родился сын Арпад (Árpád), предводитель венгерских племён, которые пересекли бескрайние степные земли, прошли через густые леса, преодолели снежные горные хребты и поселились на древней земле гуннов.
Там и живут они по сей день вот уже более двенадцати столетий.
Иллюстрация к легенде “Сон Эмеше” (Emese álma) Юлии Давид (Dávid Júlia)
Автор:
Людмила Веконь профессиональный гид-переводчик в Венгрии
ЕСЛИ ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О ВЕНГРИИ, БУДАПЕШТЕ,
ОБ ИСТОРИИ ВЕНГЕРСКОГО НАРОДА,
СДЕЛАЙТЕ ЗАКАЗ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ЭКСКУРСИЮ ЗДЕСЬ:
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!